Из этого материала вы узнаете:
Функции маркетинга многообразны, и это истинная правда. Основных всего четыре, но опытные маркетологи, наверное, знают их гораздо больше. Мы остановимся лишь на самых главных. Этого вполне достаточно, чтобы у вас сложилось хотя бы поверхностное впечатление о такой сложной науке, как маркетинг.
Ну чего тут разбираться, скажут некоторые читатели, ведь маркетинг – это реклама, что непонятно. И такие люди будут в корне неправы, потому что маркетинг это не только реклама. Он преследует ряд других целей: от освоения рынка до продвижения бренда в массы. Поэтому давайте разбираться.
Про маркетинг простыми словами
Подавляющее большинство людей, не связанных с данной сферой, считает, что маркетинг – это реклама. Под данным термином они подразумевают красочные рекламные ролики по телевидению или крутые билборды. Кто-то также вспомнит о привлечении клиентов и прочих версиях, схожих с двумя предыдущими. С такими ответами можно и согласиться, и поспорить. Зависит от того, с какой точки зрения рассуждать.
Согласно классическому определению Ф. Котлера, маркетинг – это вид деятельности, целью которого является удовлетворение потребностей людей с помощью обмена. Вместе с тем, многие практики предпочитают трактовку данной дисциплины со стороны бизнеса. С данной точки зрения, задачи и функции маркетинга сводятся к извлечению прибыли из удовлетворения нужд потребителей. Эта короткая трактовка объясняет важность маркетинга для любой компании.
Иными словами, речь идет не о способах продать тот или иной товар (услугу), а о том, как найти аудиторию, которая нуждается в нем, определить ее численность и рассчитать объем продукта.
Цели маркетинга
Теоретик менеджмента Питер Друкер утверждает, что цели и функции маркетинга сводятся к тому, чтобы действия по продаже стали лишними. Досконально изучив клиента и его потребности, компания сможет построить систему, при которой товар или услуга сами себя продают. Можно отключить телефон, забаррикадировать входную дверь и даже отстреливаться от покупателей, но они все равно будут стремиться приобрести товар.
Цели маркетинга
В результате исследований сущности и целей маркетинга были выделены 5 групп целей, которые классифицируются на разные подцели. И пусть вас не пугает скучная теория, ведь без нее невозможно стать профессионалом. Итак:
-
Рыночные цели:
- увеличение доли рынка;
- выход на новые площадки и их освоение;
- ослабление позиций конкурентов на рынке.
-
Непосредственно маркетинговые цели:
- формирование благоприятного имиджа компании;
- повышение уровня удовлетворенности потребителей;
- рост прибыльности маркетинговой стратегии.
-
Структурно-управленческие цели:
- работа над гибкостью организационной структуры;
- движение к более сложным стратегическим целям.
-
Обеспечивающие цели:
- ценовая политика;
- обслуживание клиентов.
-
Контролирующие цели. Речь идет о контроле:
- текущей деятельности;
- текущих финансовых задач;
- стратегического планирования.
Рассмотрим основные цели маркетинговой деятельности:
-
Максимизация прибыли. Это одна из приоритетных целей, к которой стремится каждое предприятие. Она заключается в увеличении объемов потребления товара до максимальных значений с использованием всевозможных способов и инструментов маркетинга, которое приведет к росту производства, прибыли и в целом компании.
-
Забота о клиентах. Она выражается в том, что покупатель после каждого взаимодействия с вашей компанией чувствует себя все более и более довольным. В результате растет не только уровень продаж, но и уровень лояльности потребителей. Иначе говоря, грамотный маркетинг позволяет организации стать высоко клиентоориентированной.
-
Предоставление выбора. Данная цель относится к крупным компаниям и сводится к расширению ассортимента товаров. Такой подход позволяет удовлетворить потребности клиента за счёт широкого выбора и в результате повысить уровень дохода.
-
Улучшение качества жизни. Речь идет о весьма благородной цели маркетинга, которая предполагает производство широкой линейки продукции отличного качества и по доступной цене. Данный комплекс позволяет потребителю закрыть свои потребности и тем самым повысить уровень жизни. Вместе с тем, оценить качество жизни достаточно сложно, поэтому эта цель труднодостижимая.
Найти на рынке компанию, которой удалось в равной степени достичь всех перечисленных целей, практически невозможно. Объясняется это тем, что они взаимоисключают друг друга, и равномерно добиться их не реально. Однако, упростив данный алгоритм, можно получить прямое руководство к действию:
- повышение уровня дохода компании;
- увеличение объемов продаж товаров (услуг);
- рост доли компании на рынке;
- укрепление репутации компании.
Основные функции маркетинга
Рассматривая принципиальную методологию маркетинга как рыночную концепцию управления и сбыта, попытаемся определить универсальное описание маркетинговых функций и привести их в логически структурированную систему.
Наша задача – выделить четыре блока комплексных функций и нескольких подфункций в каждом из них. Данная структура имеет следующий вид:
Аналитическая функция:
- исследование рынка;
- изучение потребителей;
- анализ структуры компании;
- изучение товара;
- анализ внутренней среды фирмы.
Производственная функция сводится к:
- разработке новых технологий, организации производства новых товаров;
- контролю материально-технического обеспечения;
- управлению качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Функция продаж (сбытовая):
- организация системы движения товаров;
- обеспечение сервиса;
- ведение целенаправленной товарной политики;
- организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- проведение последовательной ценовой политики.
Функция управления и контроля предполагает:
- организацию стратегического и оперативного планирования;
- информационное обеспечение управления маркетингом;
- организацию системы коммуникаций (коммуникативная подфункция);
- контроль маркетинга (речь идет о ситуационном анализе и обратных связях).
Основные функции маркетинга
Теперь рассмотрим понятие рынок как таковое. Рынок представляет собой сферу товарного обращения или форму экономического обмена, ограниченную такими параметрами, как место расположения, размеры, ёмкость и т.д.
Виды рынков:
- мировой рынок (нефти, хлопка и т.д.);
- региональный рынок (распространяется на ту или иную группы стран: ЕС, Азию и.т.д.);
- национальный рынок (российский, канадский, испанский и т.д.);
- местный рынок (касается отдельного региона).
В соответствии с видами и группами товаров и услуг выделяют:
- рынки производственных товаров;
- рынки потребительских товаров;
- рынки услуг.
Классификация по признаку товара:
- рынок сырья;
- рынок специализированных товаров;
- рынок промышленных товаров;
- рынок потребительских товаров;
- рынок ценных бумаг.
По типу потребителя выделяют рынки:
- массовые;
- средние;
- элитные;
- городские и сельские.
Безусловно, важно тщательно проанализировать и из множества потенциальных рынков выбрать те, которые являются наиболее перспективными для компании и ее продукта, и на которых можно добиться успеха с наименьшими затратами.
Как правило, любой рынок наполнен потребителями различного вида продукции. Деление их на группы в соответствии с теми или иными признаками в маркетинговой терминологии называется сегментацией рынка (потребителей). Обычно оно осуществляется по определенным критериям.
Для товаров производственного назначения это:
- величина фирм-покупателей;
- объем закупок;
- специфика основного производства;
- деловая репутация руководителей компаний-покупателей;
- требовательность руководства организаций-покупателей к качеству и техническим характеристикам закупаемой продукции.
Потребители товаров индивидуального потребления сегментируются по следующим критериям:
- место жительства покупателя (село, поселок, небольшой город, крупный город);
- пол и возраст;
- уровень семейных (личных) доходов;
- образовательный ценз;
- социальный статус в обществе;
- восприятие новых товаров (покупатель может быть новатором, быстро адаптирующимся, консерватором, ретроградом и т.п.).
Далее необходимо изучить фирменную структуру рынка, а также изучить и систематизировать участников рыночных отношений. Это позволит ответить на следующие вопросы: какие фирмы являются участниками рыночных отношений и как они действуют; какие предприятия и организации могут содействовать компании в ее продвижении на выбранном рынке; кто и как может препятствовать коммерческой работе.
Автор: Владимир Сургай