Узнать подробнее
+7 931 105 14 10

Заказать звонок

×
+7 958 100 18 34

Заказать звонок

Основные функции маркетинга
Функции маркетинга

Основные функции маркетинга

29 марта 2021
29.03.2021
Автор: Владимир Сургай
Мы в соц.сетях:

Из этого материала вы узнаете:

Функции маркетинга многообразны, и это истинная правда. Основных всего четыре, но опытные маркетологи, наверное, знают их гораздо больше. Мы остановимся лишь на самых главных. Этого вполне достаточно, чтобы у вас сложилось хотя бы поверхностное впечатление о такой сложной науке, как маркетинг.

Ну чего тут разбираться, скажут некоторые читатели, ведь маркетинг – это реклама, что непонятно. И такие люди будут в корне неправы, потому что маркетинг это не только реклама. Он преследует ряд других целей: от освоения рынка до продвижения бренда в массы. Поэтому давайте разбираться.

Про маркетинг простыми словами

Подавляющее большинство людей, не связанных с данной сферой, считает, что маркетинг – это реклама. Под данным термином они подразумевают красочные рекламные ролики по телевидению или крутые билборды. Кто-то также вспомнит о привлечении клиентов и прочих версиях, схожих с двумя предыдущими. С такими ответами можно и согласиться, и поспорить. Зависит от того, с какой точки зрения рассуждать.

Согласно классическому определению Ф. Котлера, маркетинг – это вид деятельности, целью которого является удовлетворение потребностей людей с помощью обмена. Вместе с тем, многие практики предпочитают трактовку данной дисциплины со стороны бизнеса. С данной точки зрения, задачи и функции маркетинга сводятся к извлечению прибыли из удовлетворения нужд потребителей. Эта короткая трактовка объясняет важность маркетинга для любой компании.

Иными словами, речь идет не о способах продать тот или иной товар (услугу), а о том, как найти аудиторию, которая нуждается в нем, определить ее численность и рассчитать объем продукта.

Цели маркетинга

Теоретик менеджмента Питер Друкер утверждает, что цели и функции маркетинга сводятся к тому, чтобы действия по продаже стали лишними. Досконально изучив клиента и его потребности, компания сможет построить систему, при которой товар или услуга сами себя продают. Можно отключить телефон, забаррикадировать входную дверь и даже отстреливаться от покупателей, но они все равно будут стремиться приобрести товар.

Цели маркетинга

Цели маркетинга

В результате исследований сущности и целей маркетинга были выделены 5 групп целей, которые классифицируются на разные подцели. И пусть вас не пугает скучная теория, ведь без нее невозможно стать профессионалом. Итак:

  1. Рыночные цели:

    • увеличение доли рынка;
    • выход на новые площадки и их освоение;
    • ослабление позиций конкурентов на рынке.

  2. Непосредственно маркетинговые цели:

    • формирование благоприятного имиджа компании;
    • повышение уровня удовлетворенности потребителей;
    • рост прибыльности маркетинговой стратегии.

  3. Структурно-управленческие цели:

    • работа над гибкостью организационной структуры;
    • движение к более сложным стратегическим целям.

  4. Обеспечивающие цели:

    • ценовая политика;
    • обслуживание клиентов.

  5. Контролирующие цели. Речь идет о контроле:

    • текущей деятельности;
    • текущих финансовых задач;
    • стратегического планирования.

Подборка материалов для быстрого закрытия сделок и увеличения чека на маркетинг
Владимир Сургай

Все еще работаете за низкий чек и хотите более эффективно продавать свои услуги?

Готовые инструкции по принципу «бери и делай» помогут подняться на новый уровень. Грамотная аргументация ценности ваших услуг, антикризисные предложения, эффективное привлечение клиентов — все это вы можете скачать совершенно БЕСПЛАТНО

PDF PDF PDF PDF

Рассмотрим основные цели маркетинговой деятельности:

  1. Максимизация прибыли. Это одна из приоритетных целей, к которой стремится каждое предприятие. Она заключается в увеличении объемов потребления товара до максимальных значений с использованием всевозможных способов и инструментов маркетинга, которое приведет к росту производства, прибыли и в целом компании.

  2. Забота о клиентах. Она выражается в том, что покупатель после каждого взаимодействия с вашей компанией чувствует себя все более и более довольным. В результате растет не только уровень продаж, но и уровень лояльности потребителей. Иначе говоря, грамотный маркетинг позволяет организации стать высоко клиентоориентированной.

  3. Предоставление выбора. Данная цель относится к крупным компаниям и сводится к расширению ассортимента товаров. Такой подход позволяет удовлетворить потребности клиента за счёт широкого выбора и в результате повысить уровень дохода.

  4. Улучшение качества жизни. Речь идет о весьма благородной цели маркетинга, которая предполагает производство широкой линейки продукции отличного качества и по доступной цене. Данный комплекс позволяет потребителю закрыть свои потребности и тем самым повысить уровень жизни. Вместе с тем, оценить качество жизни достаточно сложно, поэтому эта цель труднодостижимая.

Найти на рынке компанию, которой удалось в равной степени достичь всех перечисленных целей, практически невозможно. Объясняется это тем, что они взаимоисключают друг друга, и равномерно добиться их не реально. Однако, упростив данный алгоритм, можно получить прямое руководство к действию:

  • повышение уровня дохода компании;
  • увеличение объемов продаж товаров (услуг);
  • рост доли компании на рынке;
  • укрепление репутации компании.

Основные функции маркетинга

Рассматривая принципиальную методологию маркетинга как рыночную концепцию управления и сбыта, попытаемся определить универсальное описание маркетинговых функций и привести их в логически структурированную систему.

Наша задача – выделить четыре блока комплексных функций и нескольких подфункций в каждом из них. Данная структура имеет следующий вид:

Аналитическая функция:

  • исследование рынка;
  • изучение потребителей;
  • анализ структуры компании;
  • изучение товара;
  • анализ внутренней среды фирмы.

Производственная функция сводится к:

  • разработке новых технологий, организации производства новых товаров;
  • контролю материально-технического обеспечения;
  • управлению качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

Функция продаж (сбытовая):

  • организация системы движения товаров;
  • обеспечение сервиса;
  • ведение целенаправленной товарной политики;
  • организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
  • проведение последовательной ценовой политики.

Функция управления и контроля предполагает:

  • организацию стратегического и оперативного планирования;
  • информационное обеспечение управления маркетингом;
  • организацию системы коммуникаций (коммуникативная подфункция);
  • контроль маркетинга (речь идет о ситуационном анализе и обратных связях).
Основные функции маркетинга

Основные функции маркетинга

Теперь рассмотрим понятие рынок как таковое. Рынок представляет собой сферу товарного обращения или форму экономического обмена, ограниченную такими параметрами, как место расположения, размеры, ёмкость и т.д.

Виды рынков:

  • мировой рынок (нефти, хлопка и т.д.);
  • региональный рынок (распространяется на ту или иную группы стран: ЕС, Азию и.т.д.);
  • национальный рынок (российский, канадский, испанский и т.д.);
  • местный рынок (касается отдельного региона).

В соответствии с видами и группами товаров и услуг выделяют:

  • рынки производственных товаров;
  • рынки потребительских товаров;
  • рынки услуг.

Классификация по признаку товара:

  • рынок сырья;
  • рынок специализированных товаров;
  • рынок промышленных товаров;
  • рынок потребительских товаров;
  • рынок ценных бумаг.

По типу потребителя выделяют рынки:

  • массовые;
  • средние;
  • элитные;
  • городские и сельские.

Безусловно, важно тщательно проанализировать и из множества потенциальных рынков выбрать те, которые являются наиболее перспективными для компании и ее продукта, и на которых можно добиться успеха с наименьшими затратами.

Как правило, любой рынок наполнен потребителями различного вида продукции. Деление их на группы в соответствии с теми или иными признаками в маркетинговой терминологии называется сегментацией рынка (потребителей). Обычно оно осуществляется по определенным критериям.

Для товаров производственного назначения это:

  • величина фирм-покупателей;
  • объем закупок;
  • специфика основного производства;
  • деловая репутация руководителей компаний-покупателей;
  • требовательность руководства организаций-покупателей к качеству и техническим характеристикам закупаемой продукции.

Потребители товаров индивидуального потребления сегментируются по следующим критериям:

  • место жительства покупателя (село, поселок, небольшой город, крупный город);
  • пол и возраст;
  • уровень семейных (личных) доходов;
  • образовательный ценз;
  • социальный статус в обществе;
  • восприятие новых товаров (покупатель может быть новатором, быстро адаптирующимся, консерватором, ретроградом и т.п.).

Далее необходимо изучить фирменную структуру рынка, а также изучить и систематизировать участников рыночных отношений. Это позволит ответить на следующие вопросы: какие фирмы являются участниками рыночных отношений и как они действуют; какие предприятия и организации могут содействовать компании в ее продвижении на выбранном рынке; кто и как может препятствовать коммерческой работе.


Автор: Владимир Сургай
Теги к статье:

Популярные статьи
telegram
Забрать
подарок