Из этого материала вы узнаете:
Функции маркетинга многообразны, и это истинная правда. Основных всего четыре, но опытные маркетологи, наверное, знают их гораздо больше. Мы остановимся лишь на самых главных. Этого вполне достаточно, чтобы у вас сложилось хотя бы поверхностное впечатление о такой сложной науке, как маркетинг.
Ну чего тут разбираться, скажут некоторые читатели, ведь маркетинг – это реклама, что непонятно. И такие люди будут в корне неправы, потому что маркетинг это не только реклама. Он преследует ряд других целей: от освоения рынка до продвижения бренда в массы. Поэтому давайте разбираться.
Про маркетинг простыми словами
Подавляющее большинство людей, не связанных с данной сферой, считает, что маркетинг – это реклама. Под данным термином они подразумевают красочные рекламные ролики по телевидению или крутые билборды. Кто-то также вспомнит о привлечении клиентов и прочих версиях, схожих с двумя предыдущими. С такими ответами можно и согласиться, и поспорить. Зависит от того, с какой точки зрения рассуждать.
Согласно классическому определению Ф. Котлера, маркетинг – это вид деятельности, целью которого является удовлетворение потребностей людей с помощью обмена. Вместе с тем, многие практики предпочитают трактовку данной дисциплины со стороны бизнеса. С данной точки зрения, задачи и функции маркетинга сводятся к извлечению прибыли из удовлетворения нужд потребителей. Эта короткая трактовка объясняет важность маркетинга для любой компании.
Иными словами, речь идет не о способах продать тот или иной товар (услугу), а о том, как найти аудиторию, которая нуждается в нем, определить ее численность и рассчитать объем продукта.
Цели маркетинга
Теоретик менеджмента Питер Друкер утверждает, что цели и функции маркетинга сводятся к тому, чтобы действия по продаже стали лишними. Досконально изучив клиента и его потребности, компания сможет построить систему, при которой товар или услуга сами себя продают. Можно отключить телефон, забаррикадировать входную дверь и даже отстреливаться от покупателей, но они все равно будут стремиться приобрести товар.

Цели маркетинга
В результате исследований сущности и целей маркетинга были выделены 5 групп целей, которые классифицируются на разные подцели. И пусть вас не пугает скучная теория, ведь без нее невозможно стать профессионалом. Итак:
-
Рыночные цели:
- увеличение доли рынка;
- выход на новые площадки и их освоение;
- ослабление позиций конкурентов на рынке.
-
Непосредственно маркетинговые цели:
- формирование благоприятного имиджа компании;
- повышение уровня удовлетворенности потребителей;
- рост прибыльности маркетинговой стратегии.
-
Структурно-управленческие цели:
- работа над гибкостью организационной структуры;
- движение к более сложным стратегическим целям.
-
Обеспечивающие цели:
- ценовая политика;
- обслуживание клиентов.
-
Контролирующие цели. Речь идет о контроле:
- текущей деятельности;
- текущих финансовых задач;
- стратегического планирования.
Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!
Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!

-
5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента
-
10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений
-
11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены
-
План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита
Рассмотрим основные цели маркетинговой деятельности:
-
Максимизация прибыли. Это одна из приоритетных целей, к которой стремится каждое предприятие. Она заключается в увеличении объемов потребления товара до максимальных значений с использованием всевозможных способов и инструментов маркетинга, которое приведет к росту производства, прибыли и в целом компании.
-
Забота о клиентах. Она выражается в том, что покупатель после каждого взаимодействия с вашей компанией чувствует себя все более и более довольным. В результате растет не только уровень продаж, но и уровень лояльности потребителей. Иначе говоря, грамотный маркетинг позволяет организации стать высоко клиентоориентированной.
-
Предоставление выбора. Данная цель относится к крупным компаниям и сводится к расширению ассортимента товаров. Такой подход позволяет удовлетворить потребности клиента за счёт широкого выбора и в результате повысить уровень дохода.
-
Улучшение качества жизни. Речь идет о весьма благородной цели маркетинга, которая предполагает производство широкой линейки продукции отличного качества и по доступной цене. Данный комплекс позволяет потребителю закрыть свои потребности и тем самым повысить уровень жизни. Вместе с тем, оценить качество жизни достаточно сложно, поэтому эта цель труднодостижимая.
Найти на рынке компанию, которой удалось в равной степени достичь всех перечисленных целей, практически невозможно. Объясняется это тем, что они взаимоисключают друг друга, и равномерно добиться их не реально. Однако, упростив данный алгоритм, можно получить прямое руководство к действию:
- повышение уровня дохода компании;
- увеличение объемов продаж товаров (услуг);
- рост доли компании на рынке;
- укрепление репутации компании.
Основные функции маркетинга
Рассматривая принципиальную методологию маркетинга как рыночную концепцию управления и сбыта, попытаемся определить универсальное описание маркетинговых функций и привести их в логически структурированную систему.
Наша задача – выделить четыре блока комплексных функций и нескольких подфункций в каждом из них. Данная структура имеет следующий вид:
Аналитическая функция:
- исследование рынка;
- изучение потребителей;
- анализ структуры компании;
- изучение товара;
- анализ внутренней среды фирмы.
Производственная функция сводится к:
- разработке новых технологий, организации производства новых товаров;
- контролю материально-технического обеспечения;
- управлению качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ
Функция продаж (сбытовая):
- организация системы движения товаров;
- обеспечение сервиса;
- ведение целенаправленной товарной политики;
- организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- проведение последовательной ценовой политики.
Функция управления и контроля предполагает:
- организацию стратегического и оперативного планирования;
- информационное обеспечение управления маркетингом;
- организацию системы коммуникаций (коммуникативная подфункция);
- контроль маркетинга (речь идет о ситуационном анализе и обратных связях).

Основные функции маркетинга
Теперь рассмотрим понятие рынок как таковое. Рынок представляет собой сферу товарного обращения или форму экономического обмена, ограниченную такими параметрами, как место расположения, размеры, ёмкость и т.д.
Виды рынков:
- мировой рынок (нефти, хлопка и т.д.);
- региональный рынок (распространяется на ту или иную группы стран: ЕС, Азию и.т.д.);
- национальный рынок (российский, канадский, испанский и т.д.);
- местный рынок (касается отдельного региона).
В соответствии с видами и группами товаров и услуг выделяют:
- рынки производственных товаров;
- рынки потребительских товаров;
- рынки услуг.
Классификация по признаку товара:
- рынок сырья;
- рынок специализированных товаров;
- рынок промышленных товаров;
- рынок потребительских товаров;
- рынок ценных бумаг.

17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные
Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:
Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый
участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.
Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.
Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии
Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.



Скачать чек-лист источников клиентов и руководство по проведению продающей консультации:
По типу потребителя выделяют рынки:
- массовые;
- средние;
- элитные;
- городские и сельские.
Безусловно, важно тщательно проанализировать и из множества потенциальных рынков выбрать те, которые являются наиболее перспективными для компании и ее продукта, и на которых можно добиться успеха с наименьшими затратами.
Как правило, любой рынок наполнен потребителями различного вида продукции. Деление их на группы в соответствии с теми или иными признаками в маркетинговой терминологии называется сегментацией рынка (потребителей). Обычно оно осуществляется по определенным критериям.
Для товаров производственного назначения это:
- величина фирм-покупателей;
- объем закупок;
- специфика основного производства;
- деловая репутация руководителей компаний-покупателей;
- требовательность руководства организаций-покупателей к качеству и техническим характеристикам закупаемой продукции.
Потребители товаров индивидуального потребления сегментируются по следующим критериям:
- место жительства покупателя (село, поселок, небольшой город, крупный город);
- пол и возраст;
- уровень семейных (личных) доходов;
- образовательный ценз;
- социальный статус в обществе;
- восприятие новых товаров (покупатель может быть новатором, быстро адаптирующимся, консерватором, ретроградом и т.п.).
Далее необходимо изучить фирменную структуру рынка, а также изучить и систематизировать участников рыночных отношений. Это позволит ответить на следующие вопросы: какие фирмы являются участниками рыночных отношений и как они действуют; какие предприятия и организации могут содействовать компании в ее продвижении на выбранном рынке; кто и как может препятствовать коммерческой работе.