+7 (499) 404-01-35

Заказать звонок

×
+74994040135

Заказать звонок

Задачи менеджера проекта
Задачи менеджера проекта и навыки для успешной работы

Задачи менеджера проекта и навыки для успешной работы

5 октября 2021
05.10.2021
Автор: Владимир Сургай
Мы в соц.сетях:

Из этого материала вы узнаете:

Быть востребованным специалистом и не бояться остаться без работы — желание многих. Какая из профессий на сегодняшний день является одной из самых популярных? По статистике, это менеджер проектов. Чтобы развиваться в этом перспективном направлении, нужно понимать, что в зависимости от направления компании задачи менеджера проекта могут отличаться.

Эта профессия требует разнообразных знаний, но при этом многие работодатели готовы рассматривать кандидатов без профильного образования на стартовые позиции. Ниже мы расписали особенности профессии проджекта, чтобы вы понимали, подойдет она вам или нет.

Должность менеджера проектов

Должность project-менеджера (далее РМ) есть в каждом коллективе, где занимаются каким-то новым делом или продвижением продукта. Обязанностью данного сотрудника является реализация поставленных задач в конкретный срок и в надлежащем качестве с использованием ресурсов и возможностей своей команды.

Фактически проект-менеджер – это лидер, призвание которого – организовывать людей, осуществлять намеченные цели путем решения возникающих проблем. Совместно с инженерами он выполняет трудные задачи и управляет своей группой на пути к конечной цели.

В нашей стране к администраторам такого уровня относятся довольно странно. Иногда (особенно в стартапах) они вывозят на себе еще с десяток функций, а в некоторых случаях задачи менеджера проекта взваливают на сотрудника, который занимается совсем другой работой.

Зачастую руководство не понимает ценности РМ, не видит важность их труда и колоссальную нагрузку. Поэтому старается сэкономить путем создания гибридных должностей (РМ-product manage, РМ-system analyst, РМ-tech lead).

В основном подобных управленцев приглашают для подготовки прототипов, Minimum Viable Product (MVP), функциональных блоков (модулей) ПО, фичей и отдельных компонентов. Иногда такой специалист необходим компании для нескольких проектов, входящих в разработку общей продвигаемой идеи.

Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!

Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.

Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!
surgay

Владимир Сургай

Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”

Основные задачи менеджера проекта состоят в том, чтобы оправдать все ожидания клиента. То есть чтобы заказчик был доволен результатом. С этой целью PM руководит проектной группой, возможно, даже несколькими коллективами, которые участвуют в процессе разработки ПО. Ему ставят четко обозначенные сроки, выделяют некую сумму денег и прочие необходимые средства. Все остальное управленец делает самостоятельно.

Навыки менеджера проектов

  1. Hard Skills (жесткие навыки)

    Главное, что должен знать специалист, – как эффективно управлять проектом, а именно:

    • понять задачи всех процессов;
    • верно организовать любой из них;
    • уметь настроить схемы управления на нужды каждого проекта.

    Обычно project-менеджеры руководствуются общепринятыми инструкциями и международными стандартами, такими как PRINCE2, PMBOK, P2M. Поэтому специалисты прилагают все усилия для получения сертификатов об освоении процессов PRINCE2 Practitioner certification, PMP, «Международной проектной сертификации» – системы добровольной сертификации проектного персонала и др.

    Следующий вид навыков — умение составлять технические расписания проектов и контролировать их соблюдение. Для этого необходимо знать систему управления Advanta, MS Project или Oracle Primavera. В общении с коллективом эффективно применяется ПО для управления задачами Trello, Asana, «Мегаплан», Jira, Basecamp.

    Несмотря на пользу этих техник, они необязательны. В больших проектах с программами работает администратор, а в небольших технические инструменты ни к чему. Так или иначе, начинающим РМ не нужно начинать обучение с таких программ.

    Третий вид навыков — понимание того, чем занимается заказчик в своей нише. К примеру, бывшим специалистам в области IT гораздо проще управлять аналогичными ИТ-программами, а не устраивать конгрессы или форумы.

    Все же незнание специфики компании не помешает менеджеру управлять проектной группой. Для этого в команде есть эксперты, подобранные специально для конкретного проекта. Если новичок-администратор – дипломированный специалист по стратегическому управлению, зачем ему учиться на строителя или продвинутого программиста?

    Ведь в ходе выполнения проекта он получит оптимальный багаж знаний, достаточный для управления командой. Это личный выбор каждого — стать универсалом по проектному развитию или крутым специалистом в отдельно взятой сфере. Спрос есть на тех и на других.

  2. Должность менеджера проектов

    Должность менеджера проектов

  3. Soft Skills (гибкие навыки)

    Задачи менеджера проекта основаны на общении с людьми, поэтому он должен обладать способностями плотного взаимодействия с командой – талантом убеждения, умением оказывать влияние и мотивировать свой коллектив, навыками организации обратной связи, практикой ведения переговоров. Короче говоря, это руководитель-лидер.

    Ему нужны познания о личной эффективности в части тайм-менеджмента, организации труда, владения эмоциями и контроля собственной работоспособности. Так как работа РМ связана со стрессами, ему необходимо укреплять mental toughness (моральную устойчивость).

    Все эти навыки, в противовес техническим, приобретаются довольно продолжительное время. Их нужно развивать, как только вы пришли в профессию, и постоянно укреплять.

Задачи менеджера проекта

Чтобы глубже понять суть работы project-менеджера, необходимо уяснить, зачем он должен быть на предприятии и за что получает деньги.

Задачи менеджера проекта

Задачи менеджера проекта

Руководитель каждого проекта — достойный лидер в коллективе. Это энергичный, контактный, благосклонный, но довольно строгий человек. Его главные черты – гибкость и умение общаться с людьми.

Основные задачи менеджера проекта:

  • контроль реализации программы;
  • информирование сотрудников и руководства;
  • проведение переговоров и совещаний по рабочим вопросам, обучение персонала (семинары, тренинги);
  • управление рисками;
  • контроль реализации задач на всех этапах;
  • учет затрат, прогноз доходов;
  • отслеживание subproject (подпроектов);
  • обеспечение высоких КПД проектной группы;
  • налаживание партнерских связей и общения между отделами;
  • оформление проектных документов;
  • взаимодействие с заказчиком работ;
  • анализ эффективности проекта;
  • организация работы с отзывами.

Насколько результат понравится клиенту, зависит от способностей РМ.

Помимо выполнения прямых функций, руководитель должен знать проблемы коллектива и самого заказчика, а при необходимости улаживать все разногласия в команде.

Иногда на эту должность возлагаются обязанности контроллера. В данном случае, кроме ведения проектных работ, он занимается последующим сопровождением, ищет клиентов и каналы сбыта. При этом задачи менеджера проекта таковы:

  • составление портрета целевого потребителя;
  • анализ рыночного спроса на выпускаемый продукт;
  • написание КП;
  • разработка рекламных акций и кампаний;
  • составление отчетов по продажам;
  • проведение переговоров в роли представителя компании;
  • подписание договоров и др.

Людям с таким набором функций требуется огромный опыт и обширные познания в нескольких сферах сразу. Как видим, обучение проектного руководителя – сложный и длительный процесс. Здесь, кроме знания обязанностей и оценки качества работы каждого сотрудника, необходимо понимать, насколько быстро выполнит задание отдельно взятый исполнитель; как распланировать бюджет, чем мотивировать работников.

Реализация задач менеджером проекта

Главная цель РМ – осуществить идею своего заказчика с ожидаемым итогом и в обозначенные сроки. Это разграничивает и его ответственность. Для выполнения задачи менеджер вправе применять любые методы оценки, планирования и контроля, мотивации команды, организации работ и др.

Реализация задач менеджером проекта

Реализация задач менеджером проекта

У каждого проекта свой заказчик – внешний или внутренний. Первый – это, как правило, клиент компании. Второй – ее сотрудник (или отдел), если работы производятся для своего же предприятия. Чтобы понять задачи менеджера проекта и его методику, давайте отследим все, что он делает от начала до конца заказанных работ.

  1. Прежде всего РМ должен сгруппировать все требования заказчика. Он получает их официально в виде ТЗ (техзадания), в форме брифа (инструкции) или устно во время проведения переговоров. Возможно сочетание нескольких форматов.

    Зачастую эти требования поступают в разное время. Возможно, управленцу придется провести несколько встреч с клиентом, чтобы составить полный список всех его желаний. Кстати, роль заказчика может играть группа сотрудников, заинтересованных в итогах данного проекта. Они имеют собственные требования и видение конечных результатов. В данном случае для понимания всех условий необходимы встречи персонально с каждым. Это позволит проект-менеджеру включить все точки зрения в план работы.

  2. Дальше нужно структурировать все собранные данные, скомпоновать их в одно целое, рассчитать трудозатраты и потребные ресурсы. На данной стадии может возникнуть необходимость дополнительных согласований окончательных параметров заказа, чтобы убедиться в верном понимании желаемых итогов.

  3. Если задание составлено, то можно начинать его осуществление. С этой целью лидер набирает группу специалистов соответствующей квалификации для решения поставленных задач. В команду могут быть приглашены сотрудники компании, исполнители со стороны и даже целые команды. При крайнем варианте в задачи менеджера проекта входит оценить способности и подготовку привлеченных членов группы и убедиться, что они имеют нужный опыт.

  4. Для реализации творческих решений и новых проектных идей, не знакомых ранее команде исполнителей, возможно, проект-менеджер захочет собрать весь коллектив для мозгового штурма. Это отличный способ наметить список свежих мыслей для осуществления задуманного. В некоторых случаях может пригодиться освоение новых практик.

  5. Как только сформируется общая картина действий, РМ приступает к составлению плана. Он расписывает очередность работ, распределяет обязанности между членами команды и намечает предстоящие задачи исполнителям.

  6. Здесь начинается реализация проекта, что для его руководителя означает постоянное общение с рабочим коллективом. Он улаживает споры и проблемы для плодотворного взаимодействия участников проектной группы и понимания ими своих функций.

  7. Рroject leader всегда следит за ситуацией, он контролирует все сроки выполнения и качество проведенных работ. Их результаты вносят в специальную программу, которая позволит оценить, какими темпами работает команда – опережает график или отстает. Иногда на промежуточных этапах заказчик требует продемонстрировать ему достигнутые результаты, тем самым обеспечивая обратную связь в процессе выполнения задач.

  8. В финале переходных стадий могут оформляться соответственные документы с клиентом и привлеченными специалистами. Проектный документооборот тоже входит в функции РМ.

  9. Руководитель группы завершает свой проект и проводит презентацию перед клиентом по его защите. Если отсутствуют поправки и ошибки, задачи менеджера проекта считают выполненными, а работу завершенной.

В действительности весь описанный маршрут может сложиться по-иному, не так последовательно и гладко. Не все нюансы можно предусматривать при подготовке, а сам клиент вправе вносить корректировки в ход проведения работ. В этом случае придется возвращаться на 1-3 шага и снова двигаться вперед.

17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные

Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:

Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.

Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.

Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии

Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.

Владимир Сургай
Основатель агентства интернет-маркетинга TFA, автор курса “Взлом конверсии”
Основатель агентства интернет-маркетинга TFA, автор курса “Взлом конверсии”
«Я убежден, что при желании зарабатывать на маркетинге и достойно жить может каждый, поэтому мне важно помочь вам с первым шагом в этом направлении.»

Рroject manager — профессия, которая способна «прокормить» специалиста. Имея эти навыки, он может запросто работать менеджером компании или стать участником любого перспективного стартапа. Проектный лидер имеет право выбора – работать частным образом, устроиться в агентство аналитики (консалтинга, юридических услуг) либо к крупному работодателю.

Автор: Владимир Сургай
Теги к статье:

Популярные статьи